?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя подруга пишет диссертацию о просодическиой вариативности категории требования как разновидности директивного иллокутива.

Пока она сидит в зале языкознания и делает вид, что занимается вот тем, что я только что сказала, её сыновья ходят по библиотечным лестницам и оглядывают окрестности сияющими глазами молодых гуннов, прикидывающих, с чего лучше начать. Я вовремя перехватываю этот взгляд, не без усилия заманиваю их в служебное помещение и покрепче запираю снаружи. Какое-то время за дверью слышен шелест перевёртываемых страниц – это гунны делают вид, что тоже не чужды цивилизации и знают, что делать с этими прямоугольными брусочками, из которых, собственно, и составлены библиотеки… Но гуннская природа скоро берёт своё, и вот я уже слышу за дверью отчётливую перебранку:
- А почему это я должен быть за Нарнию? А если я не хочу?
- А потому, что я в прошлый раз был. Теперь твоя очередь.
- А я не хочу! Не буду за Нарнию! Я хочу за наших!
- Не, ну, вообще, умный такой… Мало ли, что ты хочешь! Вон, у тебя лев, вот ты и играй за Нарнию!
- А он вообще не мой, а твой! Забирай своего льва, я им не буду играть!

На этом месте любопытство моё взмолилось уже не на шутку, и я вынуждена была ему уступить.

Гунны стояли коленками на стульях и мрачно смотрели друг на друга через стол. На столе посреди старых каталожных ящиков пока ещё не в очень боевом порядке толпились их армии. Хороший военачальник всегда носит армию с собой, поэтому застать его врасплох фактически невозможно. Неважно, что из-за изрядной пестроты и разномастности эти армии больше напоминают наспех мобилизованное ополчения. Дело, в конце концов, не во внешнем виде, а в боевом духе.

- Люди, - сказала я сиплым библиотечным шёпотом, - вы мне можете объяснить, почему никто не хочет быть за Нарнию? Вы что – оба хотите быть за Белую Колдунью? Или за этих... как их там – за тельмаринцев?
- Нет, - сказал Старший Военачальник. – Мы хотим за наших.
- Наши – это кто? - уточнила я, всё ещё ничего не понимая.
- Ну, как – кто? – в свою очередь удивился Старший Военачальник. – Наши, русские.
- Советская армия, - тут же уточнил Младший
- Не Советская армия, а Российские вооружённые силы, - нахмурился Старший.
- Но это же древняя война, - возразил Младший. – Значит, Советская.
- А с какого перепуга Советская армия воюет с Нарнией? – окончательно испугалась я.
- Потому что Нарния напала на наш мир, - терпеливо разъяснил Старший. – Мы просто приняли первый удар. А потом американцы откроют второй фронт.
- Ага, откроют они, жди! – справедливо усомнился Младший.
- Откроют, никуда не денутся, - заверил Старший. – Когда мир в опасности, тут все должны объединяться…
- Люди! – хриплым библиотечным шёпотом взмолилась я. – А почему вы решили, что Нарния на кого-нибудь нападёт? Нарния – доброе, миролюбивое государство, оно не нападает, а только защищается – и то если его совсем уж вынудят.. И Лев – он же добрый, он всегда за справедливость… Разве нет?

Оба Военачальника посмотрели на меня с пристальной снисходительной жалостью. А потом в два счёта растолковали мне, что:
1 Добрых миролюбивых государств в принципе не бывает. Бывают государства, которые в данный момент почему-либо не находятся в состоянии войны с другими такимм же добрымм мирными государствами. Но это всегда легко поправить.
2. Есть государства сильные и слабые. Нарния – хоть и небольшое, но сильное государство, потому что там сильная магия. Из этого автоматически следует, что рано или поздно оно на кого-нибудь нападёт. А поскольку Нарния – не просто государство, а фактически целый параллельный мир, то объектом нападения оно наверняка выберет другие параллельные миры, в которых магия послабее или вообще отсутствует
3. Цель нарнийской агрессии проста и очевидна. Говорящие животные не могут питаться друг другом, даже если они – хищники. Значит, для пропитания им нужны наши несчастные бессловесные твари, поскольку тех, что водятся на их собственной территории, им явно не хватает.
4. Возможно, Лев и добрый, но раз он – лев, ему тоже надо чем-то питаться. А раз он не только Лев, но и правитель и демиург, ему надо заботиться о пропитании своих творений. Поэтому война с «чужими» неизбежна. А то, что он «добр» только к своим, явственно следует из самих «Хроник»

Разумеется, всё это мне разъяснили в куда более доходчивой и импульсивной форме, чем я сейчас излагаю вам. Но смысл разъяснений не оставлял места для толкований. Оба Военачальника были чётки, прямолинейны и безапелляционны, как и подобает людям их профессии.

Но самое характерное, что я не сумела им возразить. Как вы сами понимаете, не потому, что разделяла их военачальницкую позицию. А потому что поняла: эта позиция столь крепка и в своём роде безупречна, что у меня просто не хватит аргументов.

Ну, и потом, в конце концов, это была ИХ игра. А хуже нет, когда взрослые вмешиваются и всё портят.

… Мама Военачальников выслушала мою сбивчивую речь и только вздохнула: вот что значит – нет своих детей. Всё в порядке. Причин для тревоги нет. Все мальчики во все времена играли именно так и именно в такое... Когда я, как героиня фильма «Офицеров», робко заикнулась о «евангелистских тенденциях» в злосчастных «Хрониках», она только засмеялась:
- Ой, я тебя умоляю! Ты этот фильм-то видела? Какие там евангелистские тенденции, когда все крошат друг друга в мелкий винегрет? Хорошо христианство, ничего не скажешь! Добро должно быть с кулаками, с хвостом и с острыми рогами… И что ты хочешь после этого от детей? Они, что видят, в то и играют!

Но потом всё-таки немножко призадумалась и разрешила мне рассказать здесь эту историю. А мне ведь только дай волю…

Хотя так и не могу толком сформулировать, зачем я её вам рассказала..

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
fenix_fly
Nov. 12th, 2011 10:04 am (UTC)
Эти дети как-то на редкость прагматичны) бывают и другие
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 10:22 am (UTC)
Может, это такой современный вид романтизма?
a_ilona
Nov. 12th, 2011 10:05 am (UTC)
:)))
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - hully - Nov. 12th, 2011 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_fontis - Nov. 12th, 2011 10:31 am (UTC) - Expand
kraepelin
Nov. 12th, 2011 10:08 am (UTC)
ачем Вы рассказали, зачем Вы рассказали? -задумчиво спрашиваю себя сам.
Фильма, правда, я не видел про Нарнию, а книгу прочем с удовольствием, и в том возрасте, когда не сказки читают, а всякие ужастики.
Может -пропала вера в добрые сказки?
Где нет прогматизма?(Голого и неприкрытого?)
Или чтоб показать, какая путанница царит в головах у детей?
И что они не видят добро и зло как две противоположные категории?
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 10:32 am (UTC)
Вера в сказки, надеюсь, не пропала и не скоро ещё пропадёт. Но, может быть, сами "Хроники" не такая "добрая сказка", какой мы привыкли её воспринимать? Это не утверждение, это - одно из предположений на тему, почему меня эта история так зацепила.. По поводу путаницы согласиться не могу - похоже, конкретно в этих головах, напротив, всё ох, как логично.
Но вот кто там кого в этих "Хрониках" ест, а кто кого любит и возлюбляет, - об этом я до этого разговора ни разу не задумывалась. А дети, оказывается, на ВСЁ обращают внимание. Даже на такие "мелочи" мироустройства.
(no subject) - kraepelin - Nov. 12th, 2011 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - tjune4ka - Nov. 12th, 2011 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bmk_sosn - Nov. 14th, 2011 05:14 am (UTC) - Expand
elena_fontis
Nov. 12th, 2011 10:28 am (UTC)
Подумав, я решила переписать комментарий.

Мне кажется, дети просто не поняли, что за фильм они смотрели. Для них что Нарния, что фашистская Германия, что Марс - все едино. Это другой, а следовательно, его можно считать врагом. Может быть, это пройдет, может быть - нет.
Но меня лично радует и успокаивает то, что "наши" (опять же, не очень понятно, кто это) лишь отвечают на удар, но не являются агрессором.

Да, и можно я все-таки дам ссылку на Ваш замечательный пост?
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 10:35 am (UTC)
Конечно, можно! И жалко, что удалили такие хорошие комментарии - мне было очень приятно :)
А про то, что "наши" пока ещё ни на кого не нападают - это Вы правы, это я тоже отметила как отрадный момент. Но, по-моему, они тоже считают это "временным явлением". А надо будет - так и нападём. :(
(no subject) - elena_fontis - Nov. 12th, 2011 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - fenix_fly - Nov. 12th, 2011 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_fontis - Nov. 12th, 2011 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - fenix_fly - Nov. 12th, 2011 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - fenix_fly - Nov. 12th, 2011 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_fontis - Nov. 12th, 2011 11:11 am (UTC) - Expand
alexiy
Nov. 12th, 2011 10:43 am (UTC)
,,,А то, что он «добр» только к своим, явственно следует из самих «Хроник»,,,

Осталось выяснить, кто "свои".
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 10:49 am (UTC)
Вы знаете, а я ведь тоже озаботилась этой проблемой и попыталась выяснить, что они думают по этому поводу. Оказалось - всё просто: те, кого Лев создал, те и свои. Остальные - чужие. С "чужими" тоже можно дружить, но можно их и кушать, смотря по обстоятельствам.
Я вот думаю: они же оба ещё малявки, не могли они сами всё это придумать! Может, есть какая-нибудь компьютерная игра "Хроники Нарнии"? Или что-то в этом роде?
(no subject) - alexiy - Nov. 12th, 2011 10:53 am (UTC) - Expand
kusayus
Nov. 12th, 2011 11:23 am (UTC)
1. про кто кого кушал я в районе 7 лет задумался, да, ответа не придумал до сих пор
2. но ребёнком был потрясающе добрым и сказал бы всё вашими словами. и в войнушки не играл, по-моему, никогда
3. а про советскую армию - она отчётливо показала себя перед внушительным противником в глобальнейшей из войн, известных детям. с 91 года таких масштабов не было, поэтому все мысли там. и - да - согласен с образом "древности", стилистику надо держать, это дети понимают
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 12:20 pm (UTC)
Про советскую армию - да, согласна абсолютно.
А про того, кто кого кушал, а кто нет - это Вы в контексте "Нарнии" тогда задумались или "в более широком смысле"?
(no subject) - kusayus - Nov. 12th, 2011 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukiwa - Nov. 13th, 2011 11:52 am (UTC) - Expand
dohlik_nemruchi
Nov. 12th, 2011 11:54 am (UTC)
А по-моему, молодцы дети. И логика правильная, и даже своеобразное милосердие прослеживается (ну действительно: не будешь ведь питаться теми, кого сам и создал, а также теми, кто говорит с тобой на одном языке!)
Но я, правда, никогда не любила "Хроник Нарнии" - за исключением разве что "Племянника чародея".
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 12:21 pm (UTC)
Надо же - а те, кто любит "Хроники", часто наоборот считают "Племянника" самой слабой из книг
(no subject) - dohlik_nemruchi - Nov. 12th, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
717s
Nov. 12th, 2011 12:10 pm (UTC)
Маму поздравляю! Отличные дети. Мыслят в правильном направлении. И главное они за НАШИХ(в хорошем патриотическом смысле этого слова).
suibnecelt
Nov. 12th, 2011 12:12 pm (UTC)
ну таки да, если дети только кино смотрели, а книгу не читали, откуда ж им взять даже намеки на то, что Нарния чем-то отличается от любого другого государства? Впрочем, некоторые взрослые тоже не верят в сказки и начинают выискивать "искажения истории, внесенные победителями" в таких книгах, я про авторов бесчисленных альтернативных прочтений "Властелина колец" хотя бы.
А вот древняя = советская - это безумно интересно.
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 12:28 pm (UTC)
В "альтернативных прочтениях" типа Перумова и иже с ним понятия добра и зла хоть и смешаны и намеренно переставлены местами, но всё-таки присутствуют. А у этих парней как-то всё очень грубо и просто: ни добра, ни зла, а кто сильный, тот и прав. Или это мне только показалось?
(no subject) - suibnecelt - Nov. 12th, 2011 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_greeb - Nov. 12th, 2011 12:41 pm (UTC) - Expand
kot_kam
Nov. 12th, 2011 12:21 pm (UTC)
Хорошие мальчики. Умные. Вырастут - подобреют и поймут, чем Нарния отличается, а сейчас просто умные, и это хорошо. Доброта отрастает, а ум - не у всех.

А то помню я, как Трауберг, Царствие ей Небесное, рассказывала, что и у Толкина в ВК, мол, сплошь евангелические мотивы, и только люди с психологией агрессивного подростка могут там видеть что-то еще, битвы какие-то... пустое это все.
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 12:24 pm (UTC)
Ну, так ведь "Нарнию" она же переводила. :)
Что же до Толкина, то тут чисто по-женски соглашусь, что, на мой взгляд, битвы там отнюдь не первичны...
(no subject) - kot_kam - Nov. 12th, 2011 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _radhruin - Nov. 13th, 2011 06:34 am (UTC) - Expand
tozhe_kot
Nov. 12th, 2011 12:39 pm (UTC)
да, наверно, чтобы увидеть в Нарнии и в ВК Евангелие, его надо знать
как это, кого они едят? там же есть и немые звери и деревья, такие же, как у нас
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 12:43 pm (UTC)
Ну, так, эта парочка и предположила, что рано или поздно местного "бессловесного" сырья в Нарнии не хватит, вот и придётся нападать на соседей.
(no subject) - tozhe_kot - Nov. 12th, 2011 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tozhe_kot - Nov. 12th, 2011 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka_lib - Nov. 12th, 2011 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tozhe_kot - Nov. 12th, 2011 01:00 pm (UTC) - Expand
old_greeb
Nov. 12th, 2011 12:40 pm (UTC)
Для них очень важно, кто чем питается. Помню, я в юном весьма возрасте возмущался и ревел, что волка убили. Ему надо было просто сказать, что нельзя кушать Красную Шапочку, а надо жареную картошку. Ненамного старшая сестрица моя, тоже рыдая, но от сочувствия к теряющему иллюзии мне, сообщала, что волк не может кушать жареную картошку, он _должен_ есть Красную Шапочку.
И еще Нарния - все-таки чужой мир, и хотя все говорят, что добрый, они смотрят с опаской. А уж когда выясняется сокрытие тайны, что ест Лев... - ну, все ясно. А повоевать полководцам тоже хочется - гендер есть гендер.
inostranka_lib
Nov. 12th, 2011 12:47 pm (UTC)
Ой, как Вы ЧУДЕСНО всё расставили по своим местам.
Я прямо аж даже успокоилась. :)
sorokovna
Nov. 12th, 2011 01:41 pm (UTC)
кстати -я только сейчас поняла что когда читала первый раз (правда не в детстве, скорее в юности) - задумывалась о том чем же питается Лев и вообще все эти говорящие...но отмела эти недоумения как несущественные, мешающие прочувствовать "генеральную линию" борьбы Добра и Зла (хе-хе)...а оказывается это краеугольный камень, собственно как и всегда и везде - воюют чтобы было что или кого есть ... детки то помудрее нас будут и знают как легко Добро оборачивается Злом - надо только проголодаться как следует
inostranka_lib
Nov. 13th, 2011 09:53 am (UTC)
Ёлки. Прям социальный дарвинизм какой-то. А может уже и не социальный...
(no subject) - sorokovna - Nov. 13th, 2011 04:38 pm (UTC) - Expand
stierliz
Nov. 12th, 2011 02:26 pm (UTC)
каменты как будто эльфы писали. андерсеновские такие. с цветочков.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 64 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars